Проект "Национальная идея России"
Главная
Проблема
Материалы
Форум
Гостевая
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ
|
2.1.
Национальная идея как объект
исторического исследования.
Обычно, объекты исторического исследования уже существуют до начала исследования и само исследование заключается в подробном описании этих объектов и рассмотрении изменения их состояния во времени. Будь это исследование истории идеи гуманизма или истории договора по противоракетной обороне – эти объекты – идея гуманизма и договор по противоракетной обороне, - в том или ином виде уже существуют до начала исторического исследования. Особенность
национальной идея России как объекта
исследования заключается в том, что этот
объект не существует в готовом виде как
предпосылка исследования. В явном виде
национальная идея России никогда не
формулировалась именно как ясно
осознаваемая национальная идея.
Национальная идея России на нынешнем
этапе ее развития должна является
результатом данного исследования.
Т.е. исследование национальной идеи
должно начинаться с того, что вводится
новый объект исторического
исследования – национальная идея. Любая
общественная идея не возникает на
пустом месте, из ничего, а всегда
является отражение и выражением
существующих в обществе объективных
условий жизни. С
другой стороны, сами эти объективные
условия также не возникают на пустом
месте, из ничего, а являются результатом
исторического развития.
Но в отличии от обычного
исторического исследования
исследование национальной идеи
заключается не только, и не столько, в
описании тех или иных исторических
событий, создающих национальную идею, но
и определение объективной
необходимости тех или иных исторических
событий, рассмотрение условий
способствующих или препятствующих
протеканию тех или иных исторических
событий и, самое главное, определения
общего направления – вектора, - этих
исторических событий. Национальная
идея и есть осознание этого вектора
исторического развития. В
любой момент времени в обществе
объективно существует направление
движение общества. Это существование
обусловлено наличием базисного
исторического процесса – развития
личности. Национальная идея должна
постоянно отслеживаться как объект исторического
развития. Может изменяться понимание
сущности национальной идеи, может
изменяться понимание конкретной
национальной идеи на некотором
историческом этапе, но что должно
оставаться неизменным так это
постоянное отслеживание, мониторинг
национальной идеи. Национальная
идея существует всегда. Иногда
национальная идея не является предметом
пристального общественного внимания –
такой ситуации соответствует
стабильное состояние общества. В этот
период люди заняты своими повседневными
делами и не думают о путях развития
общества, страны. В другие периоды –
периоды бурных потрясений, перемен,
жестких и «бархатных» революций все
общество в той или иной степени приходит
в движение. Люди начинают думать о путях
развития страны, участвуют в тех или
иных общественных акциях и т.д. Тогда
национальная идея выходит на первый
план общественного внимания. Таким
образом, объектом исторического
исследования являются реализация
базисного исторического процесса. Этот
процесс реализуется в реальном мире
виде следующих факторов. 1.Объективные
условия порождающие некоторую насущную
на некотором историческом периоде
потребность для большинства членов
общества. 2.Осознание
тем или иным способом этой потребности в
виде различных философских,
духовных, экономических,
политических учений, программ
общественных движений и т.д.. 3.Исторические
события порождаемые объективно
существующими условиями. Осознание
реализации базисного исторического
процесса – национальная идея, - может
совпадать, а может и не совпадать с
текущим осознание направлением
движения общества. Национальная идея
реализует себя посредством
сложного и
неоднозначного исторического процесса.
Участники этого исторического процесса
в разной степени осознают и даже в
разной степени стремятся осознать
национальную идеею. Ведь кроме
общенациональной идеи существуют идеи,
выражающие те или иные частные,
преходящие интересы тех или иных
общественных групп, классов, сословий. И
эти идеи могут в той или иной степени
соответствовать или не соответствовать
национальной идее. Национальная
идея выражает интересы всех членов
общества, но каждая социальная группа,
сословие, класс по-разному осознает и
реализует национальную идею в
соответствии со своим положением в
обществе, уровне развития самосознания,
соответствия интересов группы, сословия,
класса общенациональным интересам. Это
значит, что, будучи сформулирована в
общем, виде национальная идея должна
быть отдельно сформулирована для каждой
социальной группы, сословия, класса.
Это обеспечит 1. Реализацию частных
интересов группы, сословия, класса 2.
Согласованность общенациональных и
частных интересов. В
конечном счете, национальная идея
должна быть сформулирована для каждого
члена общества, для каждой личности. Т.е.
каждая личность на основе национальной
и групповой, сословной, классовой идеи
должна осознать свою личностную идею.
Эта личностная идея определяет
личностную и социальную ориентацию
каждого члена общества, позволяет найти
каждому человеку свой жизненный путь в
обществе, соответствующий его
индивидуальности – такой жизненный
путь, который бы обеспечил реализацию
базисного исторического процесса на
уровне отдельного человека. Таким
образом, общенациональная идея
порождает иерархию частных групповых,
сословных, классовых,
личностных идей, которые на каждом
уровне являются реализацией базисного
исторического процесса. Эта иерархия
представляет собой единое самосознание
общества. С возникновением иерархии
групповых, сословных,
классовых, личностных идей жизнь
общества на всех уровнях становиться
сознательной. Вместо беспорядочного и
хаотичного движения из стороны в
сторону возникает организованное и
целенаправленное развитие на всех
уровнях общественной иерархии.
Материальные и духовные ресурсы
общества не расходуются впустую, а
направлены на реализацию общественного
развития. Неизбежно возникающие в
обществе противоречия решаются на
единой основе, обеспечивающей выгоду
всем членам
общества. Жизнь
общества выходит на качественно новый
уровень – уровень
сознательного, а не хаотичного
развития. С этого момента вся жизнь
общества подчинена единой цели –
реализации базисного исторического
процесса. Тем самым эволюция Земной
цивилизации выходит на качественно
новый уровень – уровень сознательной
эволюции. Это означает выход
человечества из под действия законов
природы и начало жизни по законам духа.
|
|